понедельник, 21 ноября 2011 г.

Н.М. Соколова, В.Л. Эмануэль - Подготовка специалиста лабораторной медицины в области цитологии (Казань-2011)

Думаю, что читателям нашего сайта будет интересно познакомиться с одним из стендовых докладов, представленным на 9 съезде ассоциации клинических цитологов России.

Подготовка специалиста лабораторной медицины в области цитологии (Training Skills in cytology for specialists in laboratory medicine).



Авторы: Н.М. Соколова, зав. лаб. цитологических исследований, к.м.н.
В.Л. Эмануэль, зав. каф. клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины, д.м.н., проф.
Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. академика И.П. Павлова, Научно-образовательный центр "Институт лабораторной медицины". Кафедра клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины. Научно-методический Центр МЗ и СР РФ по молекулярной медицине, Центр лабораторной диагностики СПбГМУ.



В перечне технологий in vitro диагностики особое значение имеет цитологическая диагностика, поскольку не опосредованно, а непосредственно позволяет на клеточном уровне охарактеризовать патологический процесс. Поэтому объем знаний и навыков, которым должен обладать цитолог, чрезвычайно широк и опирается на достижения эмбриологии, биологии, гистологии, онкологии и других дисциплин.
Масштабные проблемы, характерные для кадровой политики в отечественном здравоохранении, ярко проявляются отсутствием консенсуса о статусе специальности и обуславливает разнообразие позиций по программе подготовки квалифицированного врача-цитолога. Действующая нормативная база предполагает подготовку специалистов in vitro-диагностики из выпускинков медицинского ВУЗа в интернатуре по клинической лабораторной диагностике. Для наполнения интернатуры и обеспечения мотивации у студентов ВУЗа продолжить обучение по указанному направлению - студент должен иметь соответствующую профориентацию. Такая кадровая стратегия предполагает модернизацию Федерального государственного образовательного стандарта по специальности "врач-лечебник" и "врач-педиатр".


Сквозной план преподавания цитологической диагностики

Предложение № 1: Ввести в ФГОС-3 учебную дисциплину "клиническая лабораторная диагностика" на основе сквозного плана (модуля), формирующего у выпускника медицинского ВУЗа навыки по формированию плана лабораторного (морфологичского, в частности) исследования, сбору (получения) биоматериала и интерпретации лабораторных симптомов и синдромов.



В СПбГМУ им. И.П. Павлова с момента организации первой в системе ВПО МЗ РФ кафедры клинической лабораторной диагностики активно пропагандируется необходимость сохранения и развития диалога между специалистамт клинических подразделений и врачами лабораторной диагностики, мохраняющими базовое клиническое мышление. В этом наблюдается отличие от традиционного подхода, согласно которому на последипломном уровне врач клинической лабораторной диагностики уходит из клиники и усугубляется в изучение лабораторных технологий.

предложение № 2: Подготовка цитолога:
1. Приобретение минимальных знаний в области лабораторных технологий в интернатуре,
2. В ординатуре:
- глубокое изучение морфологических дисциплин на кафедре патологической анатомии и совершенствование клинико-лабораторного консилиума на кафедре онкологии;
- совершенствование навыков получения биологического материала, адекватного современным методам морфологического анализа;
- обучение цитологии под руководством опытного высококвалифицированного цитопатолога.



Разнообразие современной микроскопии, роль систем анализа изображений и информационных технологий, серии монографий и атласов ведущих отечественных специалистов являются успешным методическим плацдармом для реализации учебных программ.
В целом, подготовка квалифицированного клинического цитолога должна опираться на базовое медицинское образование, продолжение этого модуля в последипломном обучении, овладение разнообразными морфологическими технологиями и, главное, обеспечение преемственности от опытного высококвалифицированного Учителя.

Предложение № 3: Организация патологической диагностики характеризует эрудицию клинициста и организатора здравоохранения. Клиницистам необходим минимум знаний по лабораторной диагностике как на этапе базовой подготовки, так и при повышении квалификации и аттестации для формирования у клиницистов устойчивых навыков применения методов лабораторной диагностики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий